Финансовое управление – основной инструмент управления оборотным капиталом (запасами, денежными потоками, дебиторской и кредиторской задолженностью), данный инструмент управления способен оптимизировать затраты и показать объективную информацию о финансовом состоянии компании.

Финансовое управление включает в себя два крупных блока

  1. Финансовое планирование
  2. Бюджетирование

Умение планировать денежные потоки, формировать статьи бюджета и фонды, эффективно управлять финансовой деятельностью предприятия – это, в какой-то мере, наука и искусство, подвластные не каждому, но необходимые в успешном ведении бизнеса.

Финансовое планирование и прогнозирование на предприятии заключаются в управлении процессами создания, использования, распределения и перераспределения денежных ресурсов.

Стратегическое развитие бизнеса находит свое отражение в детализированном планировании финансов, что позволяет свести к минимуму факторы неопределенности рыночной среды и их отрицательное влияние на деятельность предприятия.

Основные этапы процесса финансового планирования

  1. Анализ финансового положения компании
  2. Составление прогнозных смет и бюджетов
  3. Определение общей потребности компании в финансовых ресурсах
  4. Прогнозирование структуры источников финансирования
  5. Разработка действенной системы контроля и управления
  6. Разработка процедуры корректировки составленных планов

Бюджетирование представляет собой единую систему планирования, контроля и анализа денежных потоков, а также финансовых результатов. Важнейшим элементом бюджетирования является финансовое планирование — управление процессом создания, распределения и использования финансовых ресурсов предприятия.

Бюджет — это финансовый план, другими словами, план деятельности предприятия на определенный период, выраженный в денежной форме.

В результате бюджетирования составляется совокупность финансовых планов, согласованных между собой:

  • бюджет движения денежных средств (БДДС);
  • бюджет доходов и расходов (БДР);
  • прогнозный баланс;
  • оборотные бюджеты для отдельных подразделений и для отдельных видов деятельности предприятия.

Бюджеты могут составляться как на ближайшие месяцы (текущее или уточненно планирование), так и на более длительные периоды времени (стратегическое или укрупненное планирование).

Операционное бюджетирование выполняет следующие функции

  • экономический анализ деятельности предприятия в разный период времени;
  • финансовое планирование по нескольким сценариям развития событий;
  • контроль результатов деятельности предприятия;
  • средство координации деятельности подразделений предприятия;
  • основа для принятия решений по развитию предприятия.

Высокая экономическая эффективность финансового управления базируется на ряде принципов

  1. Ориентированность на стратегические цели развития предприятия. Какими бы высокоэффективными с экономической точки зрения ни казались те или иные проекты управленческих решений в области финансового менеджмента в текущем периоде, они должны быть отклонены, если вступают в противоречие с миссией (главной целью деятельности) предприятия, стратегическими направлениями его развития, подрывают экономическую базу формирования высоких размеров собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников в предстоящем периоде.
  2. Интегрированность финансового менеджмента с общей системой управления предприятием. Финансовый менеджмент непосредственно связан с операционным менеджментом, инновационным менеджментом, стратегическим менеджментом, инвестиционным, антикризисным менеджментом, менеджментом персонала и некоторыми другими видами функционального менеджмента.
  3. Выделение в финансовом управлении финансовых и инвестиционных решений. Инвестиционные решения отвечают на вопрос, куда и сколько нужно вложить денег. Финансовые решения возникают тогда, когда нужно найти финансовые ресурсы, т.е. ответить на вопрос, где взять деньги.
  4. Финансовая структура предприятия. Данную структуру предприятия формирует его основная деятельность. Поэтому финансы предприятия и его производственно-хозяйственная деятельность тесно связаны между собой.
  5. Раздельное управление денежным потоком и прибылью. Прибыль не равна денежному потоку. Прибыль фиксируется в момент отгрузки продукции, а денежный поток - это движение средств в реальном режиме времени.
  6. Гармоничное сочетание доходности предприятия и повышения его ликвидности. Можно быть доходным предприятием и неликвидным одновременно. Поэтому следует стремиться к высокой доходности и требуемой ликвидности одновременно.
  7. Комплексный характер формирования управленческих решений. Все управленческие решения в области формирования, распределения, использования финансовых ресурсов и организации денежного оборота предприятия теснейшим образом взаимосвязаны и оказывают прямое или косвенное воздействие на результаты его финансовой деятельности, его ликвидность.
  8. Высокий динамизм управления. Управленческие решения необходимо принимать оперативно по мере изменения ситуаций (внешних и внутренних условий).
  9. Вариативность подходов к разработке отдельных управленческих решений. Нельзя останавливаться на одном варианте решения. Следует искать альтернативы.